Будьте в курсе изменений в законодательстве!
-
Правительство предлагает новое основание отмены предварительных обеспечительных мер по АПК РФ
По законопроекту арбитражный суд отменит предварительные обеспечительные меры, если заявитель не докажет, что направил в установленный судом срок претензию контрагенту. Изменения коснутся дел, по которым претензионный или досудебный порядок разрешения спора обязателен.
Суд в определении об обеспечении имущественных интересов будет указывать конкретный срок, в который надо направить другой стороне претензию или требование. Он не должен будет превышать 15 дней с даты вынесения определения.
С 1 июня 2016 года соблюдать претензионный порядок для обращения в арбитражный суд по большинству гражданских споров стало обязательным. Поэтому почти всем юристам-"судебникам" придется учитывать в работе изменения, если проект станет законом.
Сейчас обеспечение отменяется, когда в установленный арбитражным судом срок не подано исковое заявление. Это основание планируется сохранить.
Документ: Проект Федерального закона N 32493-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=32493-7)
-
ВС РФ: прежде чем приостановить исполнение сделки, нужно в разумный срок предупредить контрагента
Требуется сообщить контрагенту и о намерении вовсе отказаться от исполнения своих обязательств. Подход Пленума ВС РФ развивает положения ГК РФ о добросовестности сторон.
Вывод Верховного суда касается случаев, когда одна сторона понимает, что другая очевидно не исполнит в срок своих обязательств. В этой ситуации первый контрагент должен заранее сообщить второму, что встречного исполнения также не будет или оно будет приостановлено.
Получив подобное предупреждение, сторона сможет принять меры и обеспечить выполнение собственных обязательств. Применение позиции ВС РФ поспособствует тому, чтобы обязательства обеих сторон все-таки исполнялись.
О том, что сторона обязана извещать контрагента о намерении приостановить встречное исполнение, ранее говорили другие суды. Среди них Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и ФАС Северо-Западного округа. Однако в этих случаях приостановление было связано с тем, что контрагент уже не исполнил своих обязательств. Пленум ВС РФ же говорит о ситуации, когда неисполнение обязательств контрагентом еще не состоялось, но очевидно наступит.
Если сторона без предупреждения приостановит исполнение обязательств, суд может признать ее действия недобросовестными. При этом ей придется отвечать за просрочку своего исполнения.
Документ: Постановление Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 (размещен на сайте ВС РФ 23 ноября 2016 года)
-
Проект Минюста: взыскатель и должник смогут получить постановление пристава через сайт госуслуг
Предполагается, что судебный пристав будет передавать документы сторонам исполнительного производства через электронный кабинет на сайте госуслуг (www.gosuslugi.ru). Такой проект Минюста вынесен на общественное обсуждение.
Новый сервис поможет организациям оперативно получать документы в электронном виде от пристава и узнавать о том, как идет исполнительное производство. Воспользоваться ресурсом можно будет через личный кабинет на сайте госуслуг.
По проекту электронный кабинет создает ФССП при возбуждении исполнительного производства. Взыскателям и должникам, которые уже зарегистрированы на сайте госуслуг, беспокоиться не стоит. Судебные приставы будут размещать документы в их электронных кабинетах. Если же стороны исполнительного производства не зарегистрированы на сайте госуслуг, им надо будет это сделать и завести личный кабинет.
Взыскатели и должники вправе отказаться получать документы через новый сервис. Об этом нужно обязательно уведомить пристава. Иначе такой способ взаимодействия он использует по умолчанию.
ФССП не будет создавать электронный кабинет, в частности, для следующих субъектов:
- кредитных организаций;
- Российской Федерации, регионов и муниципальных образований;
- органов госвласти или местного самоуправления.
Полагаем, органы власти могут получить документы от судебного пристава в порядке межведомственного взаимодействия. Кредитные организации продолжат получать такие документы в общем порядке, в том числе в электронной форме.
Документ: Проект Федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=59291)
-
ВС РФ: истец может добиться встречного исполнения при незначительном неисполнении своих обязательств
Вывод Пленума ВС РФ фактически делает исключение из общего правила п. 3 ст. 328 ГК РФ, которое не позволяет требовать исполнения в натуре стороне, не выполнившей своего обязательства.
Подход Верховного суда касается случаев, когда есть спор о размере встречного исполнения истца. Что именно он должен "доисполнить", будет определять суд.
Решение вопроса о том, что понимается под незначительным характером неисполнения, вероятно, будет зависеть от оценки суда в каждом конкретном случае. Но даже с такой оговоркой можно утверждать: новая позиция ВС РФ поможет тем контрагентам, которые все же стремятся добиться исполнения договора, хотя допустили незначительное нарушение обязательств.
Документ: Постановление Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 (размещен на сайте ВС РФ 23 ноября 2016 года)
-
Разрешение на строительство планируется выдавать за 7 рабочих дней, а не за 10 календарных
Законопроект об этом Госдума приняла в первом чтении.
Заявления о выдаче разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию рассмотрят в течение семи рабочих дней со дня их получения. Разрешение на строительство чаще всего выдает орган местного самоуправления. Сейчас сроки составляют 10 календарных дней.
Не рекомендуем застройщику подавать заявление в период, когда срок рассмотрения может совпасть с продолжительными праздниками. Придется ждать своего разрешения дольше, чем сейчас.
Документ: Проект Федерального закона N 1022415-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1022415-6)
Принят в первом чтении 3 ноября 2016 года